Гость в ОРТО >

Старение мозга и быстродействие мозга


    Питание мозга и возрастное снижение интеллекта: введение
    Старение мозга
    Старение мозга и быстродействие мозга
    Старение мозга и питание мозга


    Доклад Н.В. Якимович "СНИЖЕНИЕ ФУНКЦИЙ МОЗГА У ПИЛОТОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ЭТОГО ПРОЦЕССА" на 3-ем Научно-практическом конгрессе Ассоциации авиационно-космической, морской, экологической и экстремальной медицины России на тему "Человек в экстремальных условиях: проблемы здоровья, адаптации и работоспособности", (октябрь, 2002).


    Как известно, активизирующей силой любой деятельности выступает мотивация: она способна мобилизовать даже резервные возможности мозга, когда этого требует экстремальная ситуация, но тем не менее мотивация не может преодолеть планку физиологических ограничений в пропускной способности клеток мозга.

    Поэтому помимо психологического фактора мотивации в не меньшей степени на качество и скорость выполнения умственных действий влияют и физиологические факторы - это особенности протекания обменных процессов в нейронах головного мозга. А поскольку с возрастом возникают функциональные и органические нарушения в нейронах, то это негативно отражается на скорости и качестве протекания психических процессов во второй половине жизни пилотов.

    Быстродействие мозга достигает своего пика на втором десятке жизни, а затем начинает плавно понижаться и далее идет только вниз. И хотя по мере увеличения возраста увеличивается объем знаний и опытности пилота, тем не менее они не могут полностью компенсировать возрастное ослабление мозговых функций, т.к. знания и навыки - это всего лишь информация, с которой работают клетки мозга, скорость же переработки этой информации зависит прежде всего от скорости протекания метаболических процессов.

    Важно отметить, что если до 50-ти лет понижение психических функций носит плавный и незаметный характер, то после 50-ти лет и особенно после 55-ти лет признаки ослабления памяти, внимания, мышления дают о себе знать во все более явной форме, причем не только в быту, но и в профессиональной деятельности.

    Подтверждением этому служат данные полученные мною совместно с коллегами из ГОСНИИ ГА в начале 90-х годов. Нами были проведены интересные исследования по поводу связи между ослабленными психическими функциями у пилотов и качеством их пилотирования в реальных полетах. На базе аэропорта Внуково мы собрали данные за три года полетов на 75 командиров воздушных судов, летающих на ТУ-154 и ИЛ-86, о том, как часто они совершали выходы за допустимые параметры полета по собственной вине. Для этого анализировались записи бортовых магнитных саморегистраторов полета.

    Исследования показали, что группу пилотов, которые наиболее часто совершали выходы за допуски, на 50% составляли лица старше 55 лет, причем преимущественно те, кто имели сниженные психические функции по результатам психологического тестирования. Корреляция между опасными отклонениями в пилотировании и возрастом пилотов оказалась статистически достоверной и составила 0,44.

    Полученные данные убедили нас в том, что в целях профилактики влияния возрастного фактора на авиационную аварийность необходимо начать заниматься проблемой оздоровления психических функций у пилотов старшего возраста и сдерживания у них темпов мозгового старения.

    Начали мы с того, что попытались определить, какой процент лиц среди летного состава нуждается в оздоровительных мероприятиях подобного рода. С этой целью мною было проанализировано состояние психических функций у пилотов авиакомпании "Аэрофлот - Российские Авиалинии" на выборке численностью около 500 человек.

    Оказалось, что в возрасте 50-ти лет сниженные психические функции, т.е. функции на уровне ниже среднего и близкие к нижней границе нормы, наблюдаются у каждого десятого пилота, в возрасте 55-ти лет - у каждого пятого пилота, а в возрасте 60-ти лет - у каждого второго пилота. Это достаточно большой контингент лиц, учитывая, что старшие возраста преобладают в численности летного состава многих авиакомпаний.

    Далее встал вопрос о путях и методах коррекции психических функций. До недавнего времени эту проблему пытались решать путем тренинга функций памяти, мышления, восприятия. Однако, как показали исследования, проведенные на базе военных авиационных училищ и описанные академиком В.А. Пономаренко в книге "Психология духовности профессионала", тренинг функции памяти, например, давал эффект улучшения не более, чем на 5-7%.

    Заметим, что такая эффективность имела место в молодом возрасте, когда функции еще достаточно чувствительны к тренингу, отсюда понятно, что в пожилом возрасте эффективность психологического тренинга будет еще ниже, т.к. способность к обучению с возрастом угасает.

    Для того, чтобы выбрать действительно адекватные и по-настоящему эффективные методы коррекции психических функций, надо обратиться на знание физиологических механизмов старения нервной системы и головного мозга, в частности.


    Н.В. Якимович - контакт: (495) 239-9884.


    Страницы: [1]   [2]  3   [4 

    Орто Кальций