Старение мозга
Питание мозга и возрастное снижение интеллекта: введение
Старение мозга
Старение мозга и быстродействие мозга
Старение мозга и питание мозга
Доклад Н.В. Якимович "СНИЖЕНИЕ ФУНКЦИЙ МОЗГА У ПИЛОТОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ЭТОГО ПРОЦЕССА" на 3-ем Научно-практическом конгрессе Ассоциации авиационно-космической, морской, экологической и экстремальной медицины России на тему "Человек в экстремальных условиях: проблемы здоровья, адаптации и работоспособности", (октябрь, 2002).
Прежде, чем предложить вашему вниманию новый метод коррекции психических функций средствами ортомолекулярной медицины, мне хочется сначала познакомить вас с той проблемой, которая породила данный метод. Эта проблема касается процесса старения мозга у пилотов гражданской авиации.
К сожалению, у нас в стране мало занимались проблемой старения пилотов, так как считалось, что чем старше летчик, тем он только лучше и надежнее как профессионал.
Но в науке накапливалось все больше данных о том, что такая точка зрения не совсем правомерна. И вот почему. По данным зарубежных геронтологов Б.Урланис, И.Волкович и других максимальная работоспособность у лиц умственного труда наблюдается в возрасте от 35 до 45 лет, а к возрасту 50-60 лет она снижается на 20-40%.
Специалисты из российского института геронтологии А.О.Навакатикян и В.В.Крыжановская на примере операторских профессий, в частности, операторах атомных электростанций показали, что с возрастом:
- замедляются сенсо-моторные реакции,
- ухудшается воспроизводимость информации,
- затрудняется длительное сохранение внимания,
- быстрее развивается умственное утомление.
Эти закономерности ослабления психических функций с возрастом справедливы и для летных профессий, поэтому в гражданской авиации были разработаны две группы норм для оценки психических функций при медицинском освидетельствовании: первая группа норм относится к лицам до 50-ти лет, вторая группа норм относится к лицам 50-ти лет и старше. Последняя группа имеет более низкие показатели по качеству и скорости выполнения всех психических функций, что отражает реальные возможности пилотов старшего возраста.
Однако нельзя признать, что сниженные требования к мозговым функциям опытных пилотов позволяют полностью обеспечить должный уровень безопасности полетов, поскольку среди причин авиапроисшествий и инцидентов продолжают фигурировать феномены забывания, ошибочного восприятия и неправильного принятия решения.
В этой связи нам представляется необходимым создание специальных мер по профилактике снижения психических функций и повышению работоспособности мозга у пилотов старше 50-ти лет.
Для разработки подобных мер требуется глубокий анализ особенностей функционирования мозга у лиц старшего возраста, о чем и пойдет речь далее.
Н.В. Якимович - контакт: (495) 239-9884.